Покупки, от которых мы ТАК стесняемся отказаться, что тратим последнее - Finpop
Покупки, от которых мы ТАК стесняемся отказаться, что тратим последнее
Реальность далека от этого образа. Люди настолько боятся общественного осуждения, что вредят себе… Например, тратят деньги только потому что «так принято». Лезут в кредиты или сидят голодные. Сейчас вы поймёте, о чём мы.
Покупки, от которых мы ТАК стесняемся отказаться, что тратим последнее
02.11.2019

В поп-культуре стал модным образ бунтаря. Он отрицает общественные нормы, грубит, делает что хочет.

Реальность далека от этого образа. Люди настолько боятся общественного осуждения, что вредят себе… Например, тратят деньги только потому что «так принято». Лезут в кредиты или сидят голодные. Сейчас вы поймёте, о чём мы.

1. Конформизм

Стереотипы. Их сила бывает непреодолимой. По стереотипам, человек идёт в сад, потом в школу, затем универ, а там семья и дети. В финансовом плане стереотипы такие: шуба, машина, ипотека…

Если бы все типичные покупки приносили радость! На самом деле, от машины могут быть одни проблемы: семья не может позволить себе такие расходы и продаёт авто. Ипотека грозит переплатой, аренда оказывается выгоднее.

И шуба греет сердце только первую неделю, у подружки побогаче будет… А когда мамочки начинают таскать чадо по тысяче кружков и секций, покупать дизайнерскую одежду и игрушки, начинается ярмарка тщеславия.

Через покупки в стиле «как-у-всех» проходит каждый: и те, у кого деньги заводятся сразу, и те, к кому большой рубль приходит в зрелости. Главное — не застрять на этом этапе.

2. Статус

Айфон и гуччи — это про статус. Не будем ханжами: кому-то действительно нравится яблочная техника, кто-то сумеет отличить подделку от настоящей кофточки гуччи последней коллекции. Но сколько таких? 3% россиян?

Правда такова, что люди покупают статусные вещи не от большого ума. Берут кредиты, занимают у друзей, отказывают себе в необходимом. Айфоны носят не те люди, что спят на шелковых простынях и ужинают в мишленовских ресторанах. Айфоны у студентов. А у студенток платья из лучших модельных домов Европы.

Ирония в том, что Одри Хепберн носила кофточки из супермаркета возле дома. У Ангелы Меркель телефон Нокиа.

Успешные люди никому ничего не доказывают: они платят за пользу, а не статус вещей. Но таких немного. Маркетологи не зря едят свой хлеб: кое-где стало позорным появляться с катышками на кофте и китайским смартфоном.

3. Социальное доказательство

Представьте два магазина. Один пустует, в другом очередь до дверей. Какой из них привлекательнее? Конечно, тот, где есть очередь. Это называется социальным доказательством, или «тысячи мух не могут ошибаться».

Из-за социального доказательства люди совершают финансовые ошибки. Одна из них — кредит: человеку выгоднее скопить на финансовую цель, чем брать займ. А если очень надо, то лучше занять у друзей или коллег. Банк — последний вариант. Вот ещё очень популярные заблуждения о деньгах:

  • «Вложение в инвестиции — это выгодно». Нет, и вот почему.
  • «Акции — это сложно». Нет, и вот почему.
  • «Лучше хранить всё на карте, мало ли что будет с вкладом». Нет, и вот почему.

Если кратко, то россиян приучили к финансовой распущенности: брать в долг, покупать дешёвое, экономить на необходимом, не копить и не вкладывать. Подписывайтесь на канал, чтобы узнать об этом больше.

4. Стыд

Чувство стыда — вообще любимый инструмент влияния рекламы. Видели журналы светской хроники в кафе? Гламурные новости заставляют увеличить чек, чтобы не так было стыдно за свою небогемную жизнь. А замечали в рекламе, то все «успешные люди» каждый день покупают какую-то конкретную вещь, как будто иначе и жить нельзя? Вот, опять давят на чувство стыда.

И так во всем. Обратите внимание на досуге. Даже само выражение must have («надо купить») — изобретение рекламщика, а не потребителя.

Заключение

Согласно исследованиям, в России уровень финансовой грамотности, как в странах третьего мира. Всё просто: капитализм не обосновался. Есть 400 видов колбасы, а мышления капиталиста нет. Нет понимания, что деньги — инструмент, товары — ресурс. Этим пользуются все, кому не лень: рекламщики, производители и медиа.

Читайте также